The Tales of Hoffmann


The Tales of Hoffmann
 Сказки Гофмана
   1951 – Великобритания (127 мин; сокр. версия – 115 мин)
     Произв. The Archers (Майкл Пауэлл и Эмерик Прессбургер)
     Реж. МАЙКЛ ПАУЭЛЛ
     Сцен. Деннис Эранделл по опере Жака Оффенбаха (либретто Жюля Барбье)
     Опер. Кристофер Челлис (Technicolor)
     Муз. Жак Оффенбах
     Хореогр. Фредерик Эштон
     В ролях Мойра Ширер (Стела / Олимпия), Роберт Раунсевилль (Гофман), Роберт Хелпманн (Линдорф / Коппелиус / доктор Дапертутто / Доктор Чудо), Памела Браун (Никлаус), Людмила Черина (Джульетта), Леонид Мясин (Шлемиль / Франц / Спаланцани), Энн Эйрз (Антония).
   Нюрнберг. Поэт Гофман и советник Линдорф влюблены в одну женщину – балерину Стеллу. В антракте ее выступления, в таверне, переполненной студентами, Гофман вспоминает о 3 некогда любимых им женщинах (3 инкарнациях Стеллы). В Париже поэт влюблен в Олимпию, простую куклу. Но, когда Гофман надевает чудесные очки, изготовленные Коппелиусом, Олимпия оживает. Спаланцани, «отец» Олимпии, обманывает Коппелиуса, и тот разбивает куклу. В Венеции Гофман влюблен в Джульетту – куртизанку, которая украла отражение в зеркале у человека по имени Шлемиль. Она крадет отражение и у Гофмана, тот из ревности убивает Шлемиля, а затем видит, как Джульетта удаляется в компании Питтикиначчо, злого гения. На греческом острове Гофман влюблен в Антонию, которую пожирает чахотка. Она никогда бы не смогла больше петь, если бы демонический Доктор Чудо не помог ей услышать голос матери, тоже некогда певицы, умершей от той же болезни. Этот голос призывает ее вернуться к своему искусству Антония поет из последних сил и умирает, силясь угодить матери. Возвращение в нюрнбергскую таверну. Гофман, напившийся до беспамятства, не получает любовное письмо от Стеллы, украденное Линдорфом (он же Коппелиус, он же Питтикиначчо, он же Доктор Чудо), который удаляется, уводя танцовщицу под руку.
     Это не просто опера, заснятая на пленку. Хронологически это вторая в истории кинематографа после Красных туфелек , The Red Shoes попытка создать тотальное зрелище, только на сей раз – без слов, на основе таких базовых элементов, как музыка, пение, хореография, цвет, структурированный рассказ и постоянные и удивительные преображения пространства. Режиссура изобилует визуальными находками: лестница, нарисованная на плоской поверхности пола, приобретает нереальный объем при съемке с нижнего ракурса; нога разбитой куклы продолжает танцевать; персонажи пролога вновь возникают на упавшем занавесе при помощи двойной экспозиции… можно назвать еще сотню примеров. Цель режиссерской техники – постоянное отрицание, разрушение сценического пространства множеством технических хитростей (иногда гениальных) и построение нового, неограниченного пространства, которое существует только в воображении персонажей. Для Пауэлла, который среди режиссеров своего поколения наиболее далек от реализма, только воображение может рассказать о подлинной природе персонажей, об их взаимоотношениях, их месте во Вселенной; и каждый фильм Пауэлла с большим или меньшим успехом стремится к тому, чтобы стать метафизической поэмой.
   Учитывая фантазийное и мечтательное содержание комической оперы Оффенбаха (1881), она представляла собой для Пауэлла особенно вдохновляющий материал. Структура фильма, взятая с небольшими изменениями из либретто Жюля Барбье, показывает зрителю 3 лика одной женщины в отношениях с поэтом, который добивается ее и грезит ею одновременно. Кукла Олимпия – непослушный и капризный ребенок не от мира сего. Джульетта-искусительница пробуждает желание, похожее на ловушку или на злой рок; забирая у поэта отражение в зеркале, она покушается на его личность и душу. Наконец, есть и Антония, артистка, которую талант приведет к смерти (тема, родственная Красным туфелькам ). Во всем фильме ощущается некая довольно сильная болезненная атмосфера. Выражаясь в тяжелых и мрачных цветах, она выделяется на фоне хитросплетения загадочных символов, подвластных самым разным трактовкам. В этом легко узнается Пауэлл. Во многих его фильмах жизнь показана как краткий миг исступления, затерянный в бескрайней пустоте времени и других миров; миг, которому ежеминутно угрожает разложение, свойственное не только телу, но и духу. Она, таким образом, оказывается делом рук Дьявола или зла, которое воплощается здесь в разнообразных ролях и масках Роберта Хелпмана. До Кена Расселла и Сиберберга Пауэлл стал провидцем, щедрым первопроходцем, кропотливым изобретателем ярких безудержных фантазий, музыкальных и изобразительных, которые и по сей день не утратили ни капли очарования.
   БИБЛИОГРАФИЯ: Monk Gibbon, The Tales of Hoffmann , a Study of the Film, Saturn Press, London, 1951. Книга, частично посвященная съемкам фильма. Переиздание в одном томе со схожим трудом, посвященным Красным туфелькам (Garland, London, New York, 1977).

Авторская энциклопедия фильмов Жака Лурселля. - Rosebud Publishing, Интерсоцис. . 2009.

Смотреть что такое "The Tales of Hoffmann" в других словарях:

  • The Tales of Hoffmann — This article is about Offenbach s opera. For Michael Powell and Emeric Pressburger s 1951 film of the opera, see The Tales of Hoffmann (film). Jacques Offenbach …   Wikipedia

  • The Tales of Hoffmann —    Voir Les Contes d Hoffmann …   Dictionnaire mondial des Films

  • The Tales of Hoffmann (film) — Infobox Film name = The Tales of Hoffmann image size = 215px caption = theatrical poster director = Michael Powell Emeric Pressburger producer = Michael Powell Emeric Pressburger writer = E.T.A. Hoffmann (stories) Jules Barbier (opera libretto)… …   Wikipedia

  • Hoffmann, The Tales of —    is the title of the 1881 opera by Jacques Offenbach. Note ff , nn …   Dictionary of troublesome word

  • Hoffmann, The Tales of —  1881 opera by Jacques Offenbach. Note ff , nn …   Bryson’s dictionary for writers and editors

  • Tales of Hoffmann, The —  Opera by Jacques Offenbach (1881) …   Bryson’s dictionary for writers and editors

  • The opera corpus — is a list of nearly 2,500 works by more than 775 individual opera composers. Some of the works listed below are still being performed today   but many are not. The principal works of the major composers are given as well as those of historical… …   Wikipedia

  • The Adventure of the Mazarin Stone — by Arthur Conan Doyle Released 1921 Series The Case Book of Sherlock Holmes Client(s) Lord Cantlemere Set in 1903, by William S. Baring Gould Villain(s) Count Negretto Sylvius The Adventure of …   Wikipedia

  • The Life and Death of Colonel Blimp — theatrical poster Directed by Michael Powell Emeric Pressburger …   Wikipedia

  • Hoffmann, E.T.A. — ▪ German writer, composer, and painter in full  Ernst Theodor Amadeus Hoffmann , original name  Ernst Theodor Wilhelm Hoffmann   born January 24, 1776, Königsberg, Prussia [now Kaliningrad, Russia] died June 25, 1822, Berlin, Germany  German… …   Universalium

  • The Producer — Infobox Television episode Title =The Produer Series =Gilligan s Island Caption = Season =3 Episode =72 Airdate =October 3, 1966 Production =0512 Writer =Dee Caruso and Gerald Gardner Director =George Cahan and Ida Lupino Guests =Phil Silvers… …   Wikipedia

Книги

Другие книги по запросу «The Tales of Hoffmann» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.